Профориентация в детском саду
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию.
Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
Профориентация – понятие для дошкольного образования относительно новое. Для того, чтобы познакомить детей с основными видами профессиональной деятельности, используется множество приемов. Воспитатели задействуют художественную литературу: читают и учат стихи, загадки, поговорки, используют прикладной материал, игры-квесты.
Предлагаем несколько простых упражнений для профориентации в ДОУ.
Знакомство с профессиями
Воспитатель предлагает детям карточки с изображением людей определенных профессий (врач, продавец, строитель, водитель, портной, повар, учитель, моряк, художник и пр…) и просит назвать, кто на них изображен. Затем подробнее рассказывает о каждой профессии, чем занимается этот человек. Здесь пригодится форма по каждой профессии. Так, у врача это – халат и шапочка, у сотрудника ДПС – жилет, у повара – фартук и колпак.
Погружение в профессию
Для более полного понимания детьми навыков, которые требуются профессионалу, воспитатель предлагает назвать по 5 действий, которые он выполняет. К примеру, повар – чистит, режет, варит, мешает, солит.
Инструменты
Предлагаем взять для каждой профессии пять основных предметов, перемешать их. Расставить пять коробок (либо корзинок), прикрепить карточку и предложить разложить предметы по профессиям. Так, у врача это могут быть таблетки, бинты, шприцы; у повара – кастрюля, доска, сотейник; у художника – краски, кисти, карандаши, и т.д.
Творчество
Для запоминания широко применяется визуальный способ восприятия деятельности. Воспитатель может предложить ребятам закрепить пройденные темы с помощью рисунков, аппликацией, создания оригами, поделок из пластилина и пр.
Помните, что сразу перегружать детей информацией о десятке профессий не стоит. Возьмите три, максимум – пять профессий, и изучите их подробно.
Сюжетно-ролевые игры
Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру – «учимся считать деньги» или «лечим куклу» и пр.
Отличные результаты для ранней профориентации в детском саду достигаются с помощью сюжетно-ролевых игр. В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумайте историю для каждой темы, распределите роли и дайте возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие.
Прекрасно, если для каждой изучаемой темы у вас есть тематические комплексы, которые должны состоять из формы, инструментов, рабочего места. К примеру, для инспектора ДПС это - светоотражающий жилет, регулирующий жезл, возможно, имитации дорожных знаков, светофора перекрестков, поста. Если подходить к изучению профессии комплексно, дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.
Условия для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности, являются основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка в нашем детском саду.